Что такое стальной трос?
Металлический трос – это сложное изделие, которое состоит из стальной проволоки, и является важным элементом тросового такелажника. И хотя его конструкция похожа на обычный кран, она имеет определённые особенности. Выпускаемые типы стальных тросов соответствуют нормам, которые изложены в ГОСТ 3066-80 и 3067-80. Здесь же указывается их классификация, физико-технические свойства, сырьевой состав, прочие, не менее важные моменты.
Назначение стальных тросов
Деталь обладает высокой прочностью. Она хорошо поддаётся сгибанию. Используется в таких механизмах: подъёмных кранах, экскаваторах, буровых установках. Размещается на устройствах, которые занимаются подъёмом и спуском пассажиров, а также грузов с большим весом. Армирует бетон, доводя его до нужных механических характеристик.
Востребована при выполнении следующих задач:
- такелажных;
- буксировочных;
- грузоподъёмных.
Тросы – это основа для сборки грузозахватных приспособлений, которые отличаются способностью выдерживать существенные механические нагрузки. Стальные тросы ГОСТ подходят для решения сложных задач. В специализированных магазинах можно найти разные виды и модели. Все они изготавливаются из разных сплавов стали и других материалов.
Конструкции стальных тросов
Стальные тросы производятся с применением разных технологий. Но все они имеют одинаковые конструкционные особенности. Основа состоит из множества проволок из стали, которые переплетены по всему периметру сердечника.
Важно также понимать, из чего состоит стальной трос:
- сердечник;
- канат;
- пряди;
- проволока;
- внутренний слой прядей.
Пряди закручиваются вокруг сердцевины. Из них образовывается сам трос. От их количества зависит толщина основы. И хотя их там много, есть предельное значение – 25. Размер и число проволок, которые находятся непосредственно в каждой пряди, влияют на основные характеристики каната. Трос считается гибким, если он состоит из многих прядей и проволок. При этом он имеет хорошее сопротивление к сгибанию. Подходит для обустройства пускового механизма.
Обратная ситуация, где проволоки и прядей не так много, и они в разы толще, говорит о том, что канат имеет незначительную гибкость. Однако для него характерна хорошая стойкость к коррозии и долговечность.
Особенности конструкции
Сердечник изготавливается из разного материала, включая неметаллического. Основная функция элемента заключается в том, чтобы сформировать модель готового изделия и защитить его от деформаций, продавливания. Они могут возникнуть под воздействием существенных механических нагрузок. Если сердечник изготовлен из металла, то его поверхность в обязательном порядке покрывают защитным слоем, который уберегает от коррозии. Это может быть цинк или алюминий.
Стальные модели по уровню гибкости делятся на три категории:
- небольшая степень гибкости (сердцевина из пеньки, количество проволоки – 42 шт.);
- средняя (72 шт.);
- повышенная (144 шт.).
Часто сердцевина состоит из органического сырья: х/б ткань, пенька, сизаль. Но органика подвержена гниению и очень быстро поражается грибком. Чтобы предотвратить такой исход, такой тип сырья пропитывается специальной смазкой. Благодаря ей, продлевается срок службы материала, минимизируется степень трения, которое возникает между составными деталями.
Сердечник может изготавливаться из синтетических материалов таких, как полиамидные нити. Здесь используется двухслойное обустройство, где оба слоя разделяются синтетическими нитками. Это позволяет им не тереться друг об друга. Отличается небольшим весом.
Классификация стальных тросов
На рынке можно найти множество моделей тросов, выполненных из стали. Они широко распространены. Металлоизделия классифицируются следующим образом:
- назначение;
- форма сечения;
- количество прядей в канате;
- сырье, взятое для производства основного элемента – сердечника;
- свойства, которые характерны для проволоки;
- направление прядей: левостороннее, правостороннее;
- тип обработки проволок;
- вид витья, а также его род.
Для определения номинального диаметра необходимо выполнить замеры двух сечений. Между ними важно, чтобы было расстояние около 1 м. Чтобы замерить сечение диаметра, нужно сделать это два раза по линиям, имеющим максимальное расстояние в области предельных точек.
Область применения
В зависимости от покрытия и нагрузки, стальные тросы широко применяются в тех или иных отраслях. К примеру, изделия, покрытые слоем цинка, используются в промышленном и сельскохозяйственном секторе:
- угольные шахты;
- нефтедобывающие предприятия;
- горнорудные;
- для оснащения морского транспорта;
- строительство;
- машиностроение.
Канат, помещённый в ПВХ оболочку, стоит намного дороже, чем оцинкованные изделия. Однако он имеет больше преимущества. Без него не обходятся монтажные работы, проводимые на подвесных городских конструкциях: светофоры, рекламы, ТВ антенны, электрокабели, прочее.
Область применения тросов также определяется их структурными особенностями конструкции:
- Одинарное плетение проволоки с круглым сечением. Отличается высокой жёсткостью. Подходит для перемещения больших грузов, которые могут растягивать канат. Рекомендованы для обустройства линий электропередач.
- Двойное плетение. Такие модели обладают повышенной прочностью, имеют много вариаций. Подходят для тех сфер, где предполагается интенсивный механический износ или существенная нагрузка.
- Линейный тип (ЛК-Р), где проволока идёт с разным диаметром. Для него характерна стойкость к разным физико-химическим агрессивным факторам. Его часто называют «нержавеющий трос». Рекомендован для эксплуатации в местах, где есть прямое соприкосновение с атмосферными осадками, солнечными лучами, резкими перепадами температуры. Из-за своей высокой прочности, подходит для оснащения металлургических кранов, экскаваторов, различных подъёмных установок.
- Линейный тип с проволокой одинакового диаметра. Хорошо устойчив к механическим ударам, трению. Используется в лифтах, канатных дорогах, подъёмных механизмах. Популярен на суднах.